Отечественная филология, 1 курс
Культурное наследие Античности
"Мечтайте о великом: лишь великие мечты в силах затронуть людские души"
Марк Аврелий
Предисловие от авторов
Почему человеку так важно знать о столь далёкой по времени культуре?
Античное культурное наследие оставило глубочайший след в культуре современного человечества.

Практически в любой его области можно обнаружить идеи, повлиявшие на характер и особенности духовной и материальной культуры народов Средневековья, Нового и новейшего времени.
Что вообще принято понимать под словом "античность"?
Наследие античности охватывает все сферы материальной и духовной деятельности человечества.
Античность – это совокупность исторических и художественных форм древнегреческой и древнеримской цивилизаций.

Хронологические рамки периода
IX-VIII вв. до н.э. до IV-V вв. н.э.

Историю древнегреческой цивилизации и Древнего Рима объединяет общий путь социального развития и характер общественного производства, основанного на античном рабовладении. Стержнем, пронизывающим всю культурную жизнь античных государств, являлись мифология и тесно связанные с ней религиозные верования.

Что наш проект может предложить обычному читателю?
Задача нашей работы состоит в том, чтобы показать, что же оставила античность в разных сферах культуры для всех нас, людей XXI века.
Данная веб-страница создана с целью кратко рассказать об интересных фактах из разных сфер деятельности человека: искусства, истории архитектуры, лингвистики, показать связь времён и преемственность культур, живую до наших дней.
Фраза Достоевского "красота спасет мир" отражает роль наследия античности для современного общества.

В мире, где идет борьба за нравственность и духовность, античная культура, являясь объектом эстетического наслаждения, продолжает волновать людей.

Искусство Древней Греции и Древнего Рима живо, оно формирует духовный мир человека, его ценности.

Без наследия античности дальнейшее развитие человечества представить невозможно.

Архитектурные памятники античности
То, что мы видим глазами.
То, чему мы всегда поражаемся.
Античная Греция очень сильно повлияла на развитие науки и искусства последующих эпох.
Эллины оставили немало потрясающих произведений архитектуры и скульптуры, они обладали великолепными инженерными знаниями, которые помогали воплощать самые смелые идеи архитекторов.

Архитектура — это искусство, которое воздействует на человека наиболее медленно, зато наиболее прочно.
Луис Генри Салливан

Ордерная система
Греки строили по типу стоечно-балочных конструкций, и вот, в период архаики начали формировать определенное художественное оформление этих конструкций.

Первым появился дорический ордер (строгий и лаконичный, без украшений и завитков) , затем ионический (характерной чертой которого являются изысканные волюты), и коринфский (самый затейливый, с украшениями в виде листьев растений).

На протяжении веков они формировались и расцвет пришелся на период V века до нашей эры, когда греки достигли идеальных пропорций и форм.

Этот период обозначают в истории как Классический. Ордерная система легла в основу архитектуры Римской империи, затем к ней вернулись в эпоху Возрождения и применяют до сих пор. Греческая архитектура лежит в основе современного классического стиля.
Кносский дворец
Одна из древнейших цивилизаций в Греции возникла на острове Крит (2700—1400 гг. до н.э.). Называется она Минойской по имени царя Миноса. Знаменито это место благодаря своей легенде.

На острове жил Минотавр — человек с головой быка, который жил в лабиринте и требовал себе на съедение 7 юношей и 7 девушек каждые 9 лет. И вот Тесей из Афин смог победить Минотавра и выйти из лабиринта живым, конечно же вышел он при помощи клубка, который дала ему Ариадна, дочь царя Миноса. Эта история основана на реальных событиях. Лабиринтом (от греческого labrus - секира) называли сам дворец Миноса.

Сегодня на Крите находятся руины огромного для того времени дворца с очень запутанной структурой. Дворец состоял из 5 этажей, имел очень много комнат, ходов, подсобных помещений.

Все, кто посещал дворец, говорили, что без проводника там невозможно передвигаться, отсюда и стали называть его лабиринтом.

Храм Зевса Олимпийского
Рядом с Акрополем в Афинах, по другую сторону от Агоры, находится храм Зевса Олимпийского. Он находится в месте древнего святилища Афин, но был построен в эпоху эллинизма.
Храм Зевса считается одним из крупнейших храмов греческой культуры, при этом он выполнен в коринфском ордере. Почти все храмы были либо дорические, либо ионические. Коринфские капители было принято использовать внутри помещения, а не снаружи.
С храмом связана интересная история и целое расследование.
Статья Юлии Келиди о храме Зевса Олимпийского
Храм Артемиды в Эфесе
От храма Артемиды осталась стоять одна колонна, вокруг которой разбросаны фрагменты и уцелевший фундамент, который демонстрирует нам свои колоссальные размеры.
Эфес находится на территории современной Турции.

Храм Артемиды был самым большим храмом по размерам (109 х 55 м), который был выполнен в сформировавшемся окончательно ионическом ордере.

Храм известен тем, что его целенаправленно поджег Герострат в 356 г. до н.э. просто потому что хотел, чтоб его имя осталось в истории. В этом он признался во время пыток. Жители Эфеса казнили его и запретили упоминать его имя. Однако древнегреческий историк Феопомп оставил его имя в описании этой истории, тем самым сохранив на века.



Регулярная планировка города или Гипподамова система
Начало градостроительная наука берёт в теоретических и практических концепциях регулярного города. Это когда город разбивается на кварталы, и через него проходит сетка улиц.

Улицы расположены по отношению к друг другу под прямым углом, т.е. они параллельны и перпендикулярны друг другу. В городе выделялся композиционный центр, и само формирование структуры города отвечало требованиям удобного проживания в нём.

Регулярную планировку города связывают с именем архитектора Гипподама, выходца из города Милет (современная территория Турции). Поэтому в честь него и называют Гипподамова система, которую применяют в градостроительстве до сих пор.
Афинский Акрополь

Храмы Афинского акрополя являются визитной карточкой Греции и собирают сотни тысяч туристов в год. Афины — самая древняя столица в Европе, которая включает в себя огромное количество памятников архитектуры и искусства. Акрополь (дословно с греческого "верхний город") это скала, которая возвышается над городом и включает в себя множество строений разного периода времени, но все Античные. Самый знаменитый храм на Акрополе — это Парфенон, который был построен в честь богини Афины после победы греков над персами. По своим пропорциям он считается идеальным дорическим периптером, вписывается в систему золотого сечения и очень органично смотрится на скале, возвышаясь над всем городом. Рядом с ним находится не менее знаменитый Эрехтейон, со своими божественными кариатидами (колонны в виде девушек). Неподалеку от входа на Акрополь удобно устроился храм Ники Аптерос, т.е. бескрылой победы. Бескрылой её сделали, чтоб она не смогла покинуть греков.
Лучше всего сохранился Гефейстейон.




Афинский акрополь.
Парфенон -великолепный храм древнегреческой цивилизации
(видео на фоне)


Исторические личности
Древней Греции
Вершиной развития науки Древнего мира стала античная эпоха. Это время подарило человечеству целую плеяду ученых, внесших огромный вклад в развитие научного знания.
Несмотря на то, что их от нас отделяет множество веков, сделанные открытия и проведенные исследования стали фундаментом современной науки.
Вергилий
70-19 гг. до н.э.
Вергилий являлся одним из величайших поэтов Древнего Рима, «Мантуанский лебедь», поэт Августовского века.
Первую славу поэту принес сборник «Буколики» - в жанре пастушеской идиллии. Около 41 г. поместье В. было отнято у него для раздачи ветеранам нового владыки Рима, Октавиана (Августа). Поэт поспешил в Рим и при помощи своих литературных друзей добился от Октавиана возвращения поместья. Эти события служат материалом для диалогов между пастухами в эклогах 1 и 9; в 1 эклоге в уста пастуха Титира вложена хвала божественному юноше, разрешившему ему остаться на своем участке, в то время как все соседи изгнаны.
Далее была создана дидактическая поэма в 4-х кн. «Георгики» («О сельском хозяйстве»), написанная в традициях Гесиода и Лукреция.
Темы, рассматриваемые в четырех песнях поэмы, – это полеводство, садоводство, животноводство и пчеловодство. Однако подача материала тонко варьируется. Время от времени в поэму вплетаются пассажи, в которых содержится напоминание о том, как необходимы сообщаемые здесь знания о земледелии человеку, покорному воле богов.
Насущной задачей римского государства тогда была забота о поощрении и оживлении сельского хозяйства с целью восстановления общественной нравственности и благополучия, а также подъема экономики. Вергилий с энтузиазмом поддержал эту политику.
"Первый настоящий математик"
Фалес Милетский
Фалес Милетский - греческий философ из города Милет и один из Семи Мудрецов Греции. Многие мыслители считали его первым философом в греческой традиции. Он попытался объяснить природные явления, отбросив мифологические представления.

В математике он использовал основы геометрии для решения таких задач, как вычисление высоты пирамид и расстояния от корабля до берега. Принято считать, что он первым применил дедуктивный метод в геометрии и вывел четыре следствия из Теоремы Фалеса.

В результате он прославился как первый настоящий математик и первый отдельный представитель науки, кому принадлежит математическое открытие.

"Величайшая победа — победа над самим собой."
Марк Туллий Цицерон

Марк Туллий Цицерон
106—43 до н. э.

Римский государственный деятель, оратор и писатель, впервые сделавший латинский язык полноправным средством выражения философских идей.
Он считал, что никаких персонифицированных богов не существует, а божественное начало мира едино и выражено в законах природы. Мир устроен разумно, он опирается на порядок, который находит выражение и в общественной жизни, что должно поддерживаться государственной властью.
Главная цель государства, описанная Цицероном, – охрана граждан и их имущества. Государство, публичная власть должны жить и действовать, опираясь только на законы. Они должны охранять согласие и общность интересов граждан.
Сердце, отданное людям.
Марк Туллий Цицерон
7 телеканал.
Фидий
Фидий был греческим скульптором, художником и архитектором. Он вошел в историю как величайший из скульпторов Классической Греции.

Созданная им Статуя Зевса в Олимпии стала одним из семи чудес Древнего Мира. Среди работ Фидия также известны статуи богини Афины «Афина Промахос» на афинском Акрополе и «Афина Парфенос» в Парфеноне.

Накануне Пелопоннесской войны Фидий был обвинен в хищении золота, предназначенного для статуи Афины в Парфеноне. Враги Перикла нашли лжесвидетеля по имени Менон, который выступил против скульптора. Фидий умер в тюрьме, несмотря на то, что в итоге обвинения пали на супругу Перикла Аспасию.
Об эпохе создания третьего чуда света (5 в. до н.э.) – статуе Зевса в Олимпии, об особенностях самой статуи; о древнегреческом скульпторе Фидии, создателе первого греческого чуда.
Статуя Зевса – одно из Семи Чудес античности – была полностью разрушена в пятом веке нашей эры.

О существовании и внешнем виде известно только из описаний древнегреческих писателей и изображений на монетах.

Уникальность исчезнувшей статуи заключалась в том, что она была единственным Чудом Света, которое находилось на территории континентальной Европы.
"Великий реформатор"
Солон
Солон был афинским государственным деятелем, законодателем и поэтом. Он запомнился тем, что пытался с помощью реформ бороться с упадком политики, экономики и морали в древних Афинах.

К сожалению, его реформы не подействовали в краткосрочной перспективе. Также его часто называют основоположником афинской демократии.

Характеризуя деятельность Солона, античные источники акцентируют внимание на демократических основах государственного устройства. Но Солон получал свои исключительные полномочия от аристократии, которая желала, чтобы он устранил угрозу свержения этой самой аристократии.
Гай Юлий Цезарь

Октавиан Август остался в памяти человечества великим правителем находившегося на пике своего могущества Рима. Император бился за власть, когда государственная республиканская система Рима умирала.
Он придумал новую форму политического правления – принципат, которую условно определяют как «монархию в республиканских одеждах». В его правление Рим переживал золотой век культуры: это были времена великих поэтов, а имя близкого друга Октавиана, покровителя искусств Мецената стало нарицательным.
Однако Гай Юлий Цезарь прославился как один из самых жестоких правителей Римской Империи. Он стремился сделать свою власть неограниченной и требовал оказания себе божеских почестей. Болезненная подозрительность, жестокость и сумасбродство вызвали недовольство сената и командного состава преторианцев. Юлий Цезарь был убит во дворце преторианским военным трибуном Кассием Хереей.
Чрезмерная трата Калигулы (от лат. caligae - солдатская обувь, в которую юный Цезарь любил наряжаться) государственных средств на устройство триумфов, игр и зрелищ, награды преторианцам, привела к непомерному повышению налогов, конфискации богатств (особенно у сенаторов). Кровавые оргии, казнь простых людей и сенаторов и многое другое привело к появлению заговоров в Сенате.

Занимательная этимология
Греция оказывала влияние на многие народы на протяжении многих веков, именно она влияла на культуру, искусство, научные знания и лексику.
Во многие языки сотни слов пришли именно из Греции. И русский язык один из таких.
Но что же значили, как воспринимались многие привычные для нас слова в античности?
Об этом можно узнать в разделе «занимательной этимологии», в котором собрана группа слов, хорошо знакомых нам, а также встречающихся в речи современного человека. Повесть об их «зарождении» отнесёт вас во времена Античности, Древней Греции и Рима, и поведает занимательные этимологические истории о том, как заимствовались понятия из области науки и быта.
Агроном
Специалист по сельскому хозяйству и земледелию.

В Древней Греции существовала очень ответственная государственная Должность agronomos (от лат. agro — «земля», nomos — «административная территориальная единица», дававшая особые права «заведования городскими землями». Но это вовсе не означало, что данный чиновник занимался агрикультурами. Деление территории провинций и областей Греции на «номы» одновременно объединяло людей, проживающих на данной территории, по национальному или иному признаку. Потому «агроном» исполнял обширные контрольно-управленческие функции от имени государства на вверенной ему территории, в том числе следил за выращиванием сельскохозяйственной продукции, являющейся стратегически важной составляющей продовольственной безопасности государства.

Адажио
В музыке: 1) медленный темп; 2) музыкальная пьеса или часть её, исполненная в этом темпе, — обычно одна из средних частей симфонии, квартета, сонаты и т.д.

Древние греки и римляне нередко употребляли в быту различного рода изречения и пословицы — они назывались adagio, или краткое изречение, иносказательно выражающие некую житейскую мудрость. В разговорной речи грекам была свойственна игра слов, они особенно ценили остроумие, образность и удачные рифмы, если речь шла o стихах. Известно, что Аристотель охотно собирал и изучал подобные словесные адажио.
Апатия
Состояние полного безразличия, равнодушия.

В греческой философии apatheia означало невосприимчивость, оно употреблялось для обозначения идеального нравственного состояния человека, «полностью освобожденного от вредных аффектов и страстей». К этому состоянию, как убеждали стоики, следует стремиться человеку для полного совершенства. Но ближе к нашей современности слово «апатия» обрело иной смысл, обозначающий равнодушное состояние человека по отношению к окружающему миру, обществу, как «вредоносная безучастность при нормальных условиях», в своем роде, результат истощения или душевной усталости, также являющийся симптомом тяжелых заболеваний.
Аура
Проявление души и духа человека; в мистической литературе описывается как видимый лишь при сверхчувствительном восприятии сияющий овальный облик, окружающий все тело человека, в изобразительном искусстве — нимб.

От греч. aura — «дуновение ветерка, веяние, движение, порыв». Античные врачи отмечали странное состояние человека, страдающего эпилепсией, когда он перед приступами ощущает потливость и как бы «ползание мурашек» и «дуновение ветерка» — ауру.
Библиотека
Культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати.

Греческое βύβλος произошло от искаженного египетского «папирус». Поддерживая тесные экономические связи с Египтом, древние греки познакомились с этим чудесным материалом для записи документов большой государственной важности. В целях ответственного хранения папирусов при греческих храмах сооружались специальные помещения, называемые «библоон или библон», прототип современной библиотеки, куда запрещался доступ любому не посвященному в государственные тайны человеку. В библоне ответственно хранились глиняные и деревянные таблички с вырезанными на них клинописными записями, папирусы и пергаменты. Именно библоны стали прототипами библиотек (от греч. βιβλιοθήκη, где biblion — книга, а theka— склад), появившиеся вначале в частных домах образованных людей, а потом стали достоянием общества.

Первую публично посещаемую библиотеку основал в М в. н.э. Клеарх, правитель Гераклеи в Понте — для всенародного пользования. Самым большим частным собранием древних рукописей и литературных трудов античных писателей считалась библиотека Аристотеля, но библиотека в Александрии (Египет) была самой знаменитой, поскольку сюда по словам очевидцев, регулярно поступали все литературные произведения, которые только существовали в цивилизованном мире.
Балбес
О бестолковом человеке, бездельнике.

В греческом языке есть понятие βάρβαρος, родственное с латинским balbus, что означает балбес - «человек посторонний», «чужак, говорящий на непонятном языке».
В Греции. Свободолюбивые эллины испытывали великую неприязнь по отношению к деспотии, восточной или азиатской, и поэтому все народы, жившие под игом тиранов, предававшиеся суевериям и почти ничего не знавшие о стимуле свободы или жизни разума, были для них варварами.

В Риме. Римляне называли balbus людей, речь которых нельзя было понять, т.е. «бормочущий нечленораздельно», «говорящий непонятно». Но понятие «βαρβαρ» вовсе не указывало на отсутствие цивилизованности у этого человека, а только на невозможность понять его язык и обычаи. Но в отношениях с «варварами» и «балбесами», у себя на родине граждане Греции и Рима не испытывали нравственных неудобств – вели себя с претензиями, а перед «варварскими» государствами они не имели никаких юридических обязательств, помимо оговорённых договоров с ними.
Вечер
1. Название части суток от окончания дня до наступления ночи. Промежуток времени в пределах такой части суток.
2. перен. Заключительный этап жизни; старость.

Есть мнение, что слово «вечер» произошло от «веко», если идти «по славянскому пути». Не будем спорить с учеными! Но любое даже авторитетное мнение зиждется на сомнениях, множественности вариантов, не так ли? Потому предлагается иное направление – в древнегреческую мифологию…
Согласно этой версии, слово «вечер» произошло от греческого «Hesper» -божество вечерней или западной звезды греки называли Геспер.

Римляне, переняв многих греческих богов, не мудрствуя лукаво, и назвали его по-своему: «Vesper» или Веспер, что также означало «Вечернюю звезду». А от латинского «веспер» до русского «вечер» - один шаг! Но именно Геспер по воле Аполлона указала путь Энею со спутниками, когда он бежал из разгромленной греками Трои, где ему высадиться, чтобы начать новую жизнь… Как мы помним из истории Рима, Эней имел отношение к зарождению римской нации.
Галактика
Млечный путь.

От γάλα, γάλακτος - молоко
Происхождение понятия Галактика связано с мифом о рождении Геракла. Поскольку Геракл родился от смертной, ему недостаёт божественности, и Зевс его тайком подкладывает под спящей Гере. Она просыпается, отталкивает Геракла, часть молока выливается и получается то, что греки назвали γαλαξίας (κύκλος) (млечный путь)

Диплом
Свидетельство об окончании учебного заведения или о присвоении какого-л. звания, учёной степени.

Дипломом (греч. diploma – «сдвоенное» или «вместе сложенное») назывались навощённые пластинки из дерева или металла, связанные вместе, на которых записывались специальной палочкой, называемой стилом, различные документы. В греческой армии солдаты, прослужившие срок по закону или договору, получали документ о завершении воинской службы, диплом, который давал им определённые льготы на дальнейшее от государства: пенсию, освобождение от обременительных налогов, предоставление престижных мест в театрах во время зрелищных мероприятий и так далее.

Дипломы выдавали также римским легионерам, и он представлял собой две бронзовые таблички, «сдвоенные, вместе сложенные». В дипломе указывались все необходимые для ветерана сведения: наименование воинской части, где проходила его служба, записи важнейших правовых определений, предоставляемых ветеранам, их привилегии со стороны государства, в том числе и предоставление римского гражданства для неримлян - жителей провинций огромной Римской империи. Императорский курьер на государственной дороге мог получить переменных лошадей или повозку по предъявлению специального diploma. Оттого курьер с такой «подорожной» назывался diplomarius.
Дифирамб
Преувеличенная, восторженная похвала кому-либо.

Дифирамб (греч. dithyambos) – торжественный гимн в честь Бога Виноградова и виноделия Диониса, потому у него было еще одно имя – Дифирамб. Дифирамб имеет косвенное значение к искусству, а именно к кантатам, представляющим собой крохотные оперы.
Доктор
То же, что врач.

Доктор – от латинского Doctor - «учитель» (от «docere» - учить преподавать).
Дом
Здание, строение, предназначенное для жилья, для размещения различных учреждений и предприятий.

Дом – от греч. «domos» - в каменных и бронзовых веках появились постройки прямоугольной и обвальной формы, кирпичные или деревянные, возведённые на каменном фундаменте, они и назывались «домосами».
Дракон
Дракон от δράκων, змея, образованное от δέρκομαι, которое переводится как «ясно видеть, смотреть».
Еда
То, что едят; пища.

Еда – среди многочисленных римских богов и божков, принимавших покровительство над ребёнком, была богиня Еды (Edusa - «приучающая к еде» от лат. - «есть»). Она приучала младенца есть вначале материнское молоко, а затем все остальное, направляя его аппетит на здоровую пищу. А когда он становился взрослым, следила ха правильным его пищеварением.
Ересь
Отклонение от догматов господствующей религии; вероучение, основанное на подобных отклонениях.

В Древней Греции и Риме законы допускали существование в государстве одновременно нескольких религиозных направлений. Лишь особые вероучения, сильно отличавшиеся от общепринятых норм и наносящие вред обществ и государству, считались hairesis, или «ересью». Но эти «отступления» не наказывались сурово и не пресекались в уголовно порядке.
Жест
Телодвижение, преимущественно движение рукой, сопровождающее речь для усиления ее выразительности или имеющее значение какого-либо сигнала, знака.

В драматических предоставлениях античные актёры носили маски, исключающие мимическую игру. Кроме того, они облачись в длинные сценические одежды и носили обувь на очень высоких каблуках - «котурнах», так что актерам оставлялась только возможность gestus – жестикуляции пальцев рук. Жесты и голос были для этих актёров основными средствами создания необходимого сценического образа. Отсюда появился мим и пантомима.
Идиллия
Небольшое поэтическое произведение, изображающее идеализированную, безмятежную жизнь сельских жителей на лоне природы.

В античности короткое стихотворение, eidyllion, означало некую поэтическую «картинку» из сельского быта - идиллию. Позднее это понятие перешло на произведение, восхваляющее неприхотливый образ жизни на природе, любовь к животным, или небольшой рассказ, поэму о мечтательности сельского бытия.
Идиот
Человек, страдающий идиотией, слабоумием.

По своей природе эллины – общительный народ, и дружу считали одним из наиболее ценных благ. Поэтому мужчины всех возрастов невероятно любили посидеть в тесной компании, где за чашей вина можно обсуждать любые темы, говорить обо всем на свете. Когда же находились такие люди, которые не разделяли с ними радости общения, не принимали участия в бесконечных разговорах и частых выпивках, их не принимали и сторонились. Тем более, что «странные» люди обычно предпочитали жить особняком, как idios ( «отдельный» )

От этого же значения появилось и слово идиома, обозначающее «отличительную особенность языка, местный говор или наречие».
Ипподром
Специально оборудованный участок для конных бегов, скачек и состязаний, представляющий собой площадь овальной формы с амфитеатром для зрителей.

Место, где проводились конные состязания в Древней Греции, называлось hippodromos (от hippos - «лошадь» и dromos – место для бега, бег), что означало «конский бег». Гипподром представлял собой замкнутую в виде овала дорожку (в Олимпии – 770 м) со стартовыми стойлами, автоматическими затворами (для старта) и столбиками – метами, обозначающими повороты и финиш.
История
Действительность в процессе развития.

В третейском суде Древней Греции главным судьей был istor - «старейшина» ( histor - «знающий» ). Его авторитет знатока права и справедливого толкователя устных норм и правил был непререкаем как для спорящих сторон, так и остальных судей по делу. Он слушал historia - «историю иска», анализируя ее по аналогии с подобными делами в практике суда, и выносил окончательное решение, руководствуясь законами предков и собственной интуицией. Решение такого истора апелляции не подлежало.

В данном случае история означала субъективное мнение по исследованию фактов, имеющих отношение к судебному делу. Причём этот термин прилагался не только к историографии ( в современном смысле), но также к античной науке и философии. Но все же в первоначальном виде «история» имела отношение только к «рассказам о жизни богов».
Кактус
Южное растение с толстыми сочными стеблями, покрытыми колючками, волосками.

От латинского Cactus, из древнегреческого Κάκτος «чертополох, кактус». Название чертополоха было выбрано в качестве подходящего названия для других растений, известных своими колючками.
Канон
Правило, непреложное положение какого-либо направления, учения.

В Древней Греции для определения прямого направления на плоскости или местности применяли измерительные инструменты: правило, отвес, линейка – их называли canon.
Каприз
Необоснованное, своенравное желание.

С греческого сaper - «козел», с латинского capra - «бодливая коза».
Корабль
От κάραβος (изначально это значило краб. От него было образовано греческое καράβι и русское «корабль»).
Косметика
Уход за лицом и телом с гигиенической целью для придания им больше привлекательности, свежести.

В Древнем Риме был известен «благовонных дел мастер», парфюмер Косм. Такое имя он получила в честь Косма, божества, покровителя всех ремесленников, познавших тайны приготовления различных благовоний и растительных масел, полезных для тела и здоровья.
Космос
Мир, вселенная.

Для античной философии Космос - «высший образец мироздания» ( с греч. Kosmos - «порядок» ), или «упорядоченное единство». Пифагор впервые обозначил мир вокруг нас как Космос, обратив внимание на царящие в нем порядок и гармонию.

Дракон от δράκων, змея, образованное от δέρκομαι, которое переводится как «ясно видеть, смотреть».
Магнит
Происходит от древнегреческого Μάγνης (μάγνητος) «магнит», далее из собств. Μαγνησία «Магнезия» (город в Малой Азии, где в древности были открыты залежи магнетита).
Май
Названье весеннего, пятого в году месяца.

В греческой мифологии Майя (греч. Maios) — нимфа гор, старшая из семи плеяд, мать Гермеса.

Римляне отождествляли Майю с древнеиталийской богиней Майей (Майестой), покровительницей плодородной земли, гграздники которой приходились на май месяц. От её имени — название месяца мая в римском календаре. В эллинистическо-римскую эпоху считалась супругой Вулкана и матерью Меркурия.
Мята
1. Травянистое душистое растение сем. губоцветных (используется в медицине, кондитерском и парфюмерном производстве).
2. Настойка, отвар этого растения, используемые как лекарственное средство. Выпить мяты. Полоскать горло мятой.

В греческой мифологии есть нимфа (наяда) по имени Мента (Минта, Мята) — возлюбленная Аида, обладательница тайн жизни и смерти, которую ревнивая Персефона, супруга Аида, растерзала на мелкие кусочки. А на месте гибели Менты выросла душистая трава, мята, любимая врачами, домашними хозяйками и гурманами. У римлян Мента — богиня, олицетворяющая разум.
Макулатура
Технические отходы бумаги, образующиеся при ее подготовке к печати, при печатании тиража на рулонных печатных машинах.

Слово «макулатура» пришло в современные европейские языки из античности, когда оно означало «все, что испорчено, испачкано» (от лат. maculare – пачкать). Это могла быть кожа в изделии или ткань, некачественно выкрашенная, или даже папирус, небрежно оформленный переписчиком. В дальнейшем, когда греки и римляне занялись коммерческим книгоизданием, появились литературные произведения и научные труды, а с ними и «отходы» книжного производства: испорченные листы пергамента (потом бумаги), сырьевые отходы и, наконец, не проданные книги – все это называлось макулатурой.
Огурец
От ἄγουρος, образованное от ἄωρος, что означает "незрелый".
Паралич
Медицинский термин для полной утраты двигательной функции тех или иных мышц, наступающей вследствие поражения двигательных аппаратов центральной или периферической нервной системы.

Возможно, этимология слова связана с легендой об «эликсире любви», в состав которого входил цветок примула. Согласно греческой мифологии, цветок этот возник из тела умершего от любви юноши Паралисоса, которого боги из сострадания превратили в это чудо-растение. Им лечили преимущественно от паралича, поэтому в медицине его до сих пор называют «параличной травой» — herba paralisis arthriса. В античные времена сок примулы входил в состав любовного напитка, который готовился жрецами-друидами в полночь из вербены, черники, мха, пшеницы, клевера и мёда. Этот напиток считался всемогущим, он лишал воли того, кто его выпил. Сбор примулы друиды окружили тайной: они выходили на сбор рано утром натощак и босиком, просовывали собирающую руку под левую полу одеяния и, сорвав цветок, не глядя, прятали быстро в мешок — в противном случае цветок якобы терял чудодейственную целебную силу. На Руси паралич представляли как болезнь «от нечистого». Лечили больного с помощью остро заточенного топора: втыкали его глубоко в порог дома, где лежал больной, и ждали выздоровления. Считалось, что нечистая сила боится заострённых металлических предметов (топора, ножа, булавки и т. и.).
Педагог
1. Специалист по педагогике.
2. Специалист, занимающийся преподавательской и воспитательной работой.

От древнегреческого Παιδαγωγός «воспитатель, наставник; буквально (раб) ведущий мальчиков», первоначально так назывался раб, провожавший мальчика в школу и обратно; позднее - воспитатель, наставник.
Терем
От τέρεμνον (τέραμνον), что означает "дом, жилище".
Фонтан
Сооружение, служащее основанием или обрамлением для бьющих вверх или стекающих вниз струй воды. Первоначально фонтаны сооружались преимущественно только как источник питьевой воды.

Античный культ источников и фонтанов (от лат. «fons») возник из представления древних о святости девственных родников. Он был основан на признании и почитании животворной силы воды. Считалось, что в каждом водоёме живёт свой бог или божественное существо (нимфы, наяды, лимфы или камены), и все они требовали от людей внимания к своей особе, культового почитания (см. «Мостостроитель»). Древним римлянам, к примеру, был известен бог водных источников, фонтанов и бьющих из-под земли родников Фонт, в честь которого ежегодно устраивали веселый и, конечно же, «мокрый» праздник «Fontinalia» - Фонтиналий. А лекари своим больным часто приписывали фонтанель - хорошую клизму.
А. Г. Ильяхов «Этимологический словарь. Античные корни в русском языке»

Словарик начинающего филолога
По ссылке ниже можно скачать небольшой словарь филологических терминов, образованных от латинских корней, составленный студенткой 3 курса ОФ Груниной Ксенией Олеговной.

Античная скульптура
Историю античной скульптуры представляют несколько периодов, обладающих исключительными и неповторимыми чертами.
Античная Греция внесла значительный вклад в развитие мировой культуры. Высокоразвитость древнегреческой скульптуры позволила продемонстрировать целостное и стройное видение мира древними людьми, отразить моральное и физическое совершенство человека в трехмерной модели.

Восхитительные статуи, выделяющиеся четкостью и правильностью форм, вырезали из камня или известняка, украшали драгоценными камнями и изделиями из благородных металлов. Их устанавливали в храмах и на городских площадях, в жилищах и на могилах богатых и известных греков.


1
Гомеровский период
XII-VIII века до н.э.

До наших времен сохранились только творения мелкой пластики. Статуэтки, создаваемые из терракоты, слоновой кости или бронзы, изображали богов и известных героев.

А монументальная скульптура Греции, создаваемая в течение длительного гомеровского периода, сохранилась только в изображениях, передаваемых древними рукописям.

Статуи, изготовленные из дерева, изображали человека грубо и достаточно схематично. Такие изваяния держали оружие и были украшены предметами одежды из металла.

2
Архаика
VII-VI века до н.э.
Для скульптуры Греции периода архаики отличительной чертой является возникновение на лицах статуй улыбки, призванной одухотворять их, а сами скульптуры все больше соответствуют пропорциям человеческого тела. Идол стал восприниматься как обобщенный, собирательный образ человека.
Ярким примером женских фигур архаики являются «Богиня с гранатом» и «Богиня с зайцем». Среди мужских образов особо выделяется скульптурная группа Клеобис и Битон, создателем которой является известный скульптор Полимед Аргосский.
Существенное место в искусстве того времени занимает монументальная скульптура. На рельефе было принято отображать наиболее любопытные и значимые мифы Древней Греции. Рассмотрение композиции фронтона храма Артемиды, позволяет насладиться зрелищем захватывающего сюжета известного мифа о Медузе-Горгоне и славном Персее.
Завершение архаики и начало перехода к этапу классики связывают с появлением таких произведений, как «Всадник Рампина» и стела Аристиона. В них уже нет застылости, характерной творчеству предшествующего этапа, но движения еще достаточно скованные.
«Всадник Рампина»
около 560 г. До н.э.




3
Ранняя классика
Начало V века до н.э.

Правдивая передача движений и обобщение образов в работах мастеров ранней классики нарушают зеркальность, присущую творениям архаики. Но с течением времени древние скульпторы обнаруживают новые возможности выражения гармонии и целостности. Эти изменения поспособствовали появлению таких ярких произведений, как бронзовая статуя «Возничий» , объединяющая монументальность и тщательную проработку. мелких деталей, и рельеф «Трона Людовизи», живописующее рождение Афродиты.

Особенно впечатляющим примером творений, созданных на этапе ранней классики, признаны фронтоны храма Афины Афайи , позволяющие отследить переход от архаики к новым идеалам . Гармоничное сочетание энергии движения и величественности фигуры знаменуют время, когда на смену раннеклассического периода приходит эпоха высокой классики. Наиболее значимой вехой данного перехода считается создание статуи Посейдона.

Весомый вклад в достижения искусства этого периода (460-450 годы до н.э.) был вложен скульптором Мироном, творения которого знакомы в наши дни по копиям из мрамора, например, статуи победителя в беге Лада и «Дискобол», композиция «Афина и Марсий». Творчество Мирона оказало существенное влияние на работы скульпторов этапа высокой классики.

4
Высокая классика
Конец V века до н.э.

Эпоху классики представляли два основных направления древнегреческого искусства:

Выявление красоты движения прославленными скульпторами Ионии и Аттики. Известный образец данного направления - статуя Ники Пеония.

Сочетание внешней застылости фигур со скрытым движением жизни мастерами аргосско-сикионской школы. Яркий пример - бронзовый «Дорифор» Поликлета.

Объединить тенденции обоих направлений смог в своем творчестве великий Фидий. Афинским Акрополем, работы по перестройке которого он возглавил, и скульптурами, входящими в ансамбль, можно полюбоваться и сегодня. Примечательны не только их величественность и красота, но и то, что они полностью передают особенности искусства Фидия. А отдельные творения, выделяющиеся совершенством каждых линий, выдают, что к их созиданию приложил руку сам мастер.

Внимание каждого, кто вступает на территорию Акрополя, привлекает, в первую очередь, бронзовая статуя Афины Промахос, поражающая своим величием. Затем взгляд вошедшего начинает видеть множество других деталей: удивительные статуи и потрясающие рельефы Парфенона, восхитительные метопы, живописующие мифическую историю Аттики, удивительный фриз целлы, отражающий процессию Панафиней.

Великолепный Парфенон демонстрирует высокоразвитость древнегреческого искусства, позволившую размыть границы скульптуры и архитектуры, объединив их в одно гармоничное целое. Помимо пластики и динамики в скульптурах конца периода высокой классики появляются акценты на духовный мир человека.

«Посейдон»
около 450 года до н.э.

5
Поздняя классика
IV век до н.э.

Скульптуре периода поздней классики характерны не только пластичность движений и тщательная проработка мелких деталей, но и проявлением драматизма и чувственного мира человека. Изменился и материал, из которого творили скульпторы - широкое распространение получил мрамор.

Наиболее известной личностью среди мастеров поздней классики был Скопас, занимавший пост главы новоаттической школы. Бурные эмоции и сильные чувства выражены его известнейшими творениями, такими как статуи «Аполлон Кифаред» и «Сидящий Арес». Глубокая чувственность свойственна и Аполлону Сауроктону и Книдской Афродите, автором и творцом которых был Пракситель, другой прославленный мастер новоаттической школы.

Творчеству скульпторов пелопонесской школы, напротив, идеализм и тонкая чувственность был нехарактерен. Их работы пронизывает дух натурализма и силы. Особенное место среди мастеров данной школы занимает Лисипп, славу которому принесли портреты Александра Македонского. Знаменит Лисипп также новым каноном создания фигур, определяющим пропорции тела, и типическим образом Геракла.


6
Эллинизм
Период эллинизма отличает сильное влияние Востока на античную Грецию. Скульптуре данного этапа характерны усложнение ракурсов, применение роскошных драпировок и мельчайшие детали. Все это направлено на придание работам эмоциональности и темперамента, совершенно не характерным искусству Древней Греции в предыдущие периоды.
Наиболее известные фигуры периода эллинизма - статуя Афродиты Киренской, пронизанная чувственностью, и композиция «Лаокоон и его сыновья», наполненная драматизмом. Потрясающие точность и реалистичность, а также сильные эмоции впечатляют и завораживают современных зрителей.
«Лаокоон и его сыновья»
Для греков (да и римлян) сюжет был мгновенно узнаваем. Троянский жрец Лаокоон предостерегал жителей Трои не ввозить в город деревянного коня. (О том, что в этом коне прятались греческие воины, знают, наверное, все.) Возопив: "Бойтесь данайцев, даже дары приносящих", — Лаокоон метнул в коня копьё, после чего из моря выползли змеи.
Их послали покровительствовавшие грекам боги: не то Аполлон, не то Афина. С тем, кого убили змеи, тоже не всё однозначно: то ли Лаокоона и двух его сыновей, то ли Лаокоона и одного сына, то ли только сыновей, чтобы Лаокоон всю жизнь оплакивал утрату и был живым напоминанием о том, как нехорошо идти против воли богов. Скульптура, как вы видите, предлагает самую кровавую версию мифа, где погибают все трое.
Скульптура и искусство Древней Греции


Литература античности
Поэзия. Греция
Алке́й
620/626 — после 580 до н. э.
Древнегреческий поэт, представитель монодийной мелической (музыкально-песенной) лирики. Родом из из Митилены на Лесбосе. Современник Сапфо, наиболее выдающийся рядом с ней эолийский поэт (то есть писавший на эолийском диалекте).

Алкей писал гимны, стасии (военные песни), застольные и любовные песни. Из его богатого наследия, которое ученые александрийцы собрали и издали в 10 книгах, сохранились лишь фрагменты. С начала XX в. их становится все больше, благодаря открытиям все новых папирусов. Алкей писал на эолийском диалекте. Язык его был простым, с малым количеством украшений, но зато метким и сочным. Он использовал афоризмы и народные поговорки. В александрийскую эпоху был включен в число 9 лириков. Его песни были собраны, обработаны и изданы. Его брали за образец выдающиеся поэты этого периода: Асклепиад и Феокрит. В Риме им восхищался Цицерон, а Гораций перенял и алкееву строфу и многие мотивы и замыслы.

Наиболее известные произведения:
«ГИМН МИТИЛЕНАМ», «БУРЯ НЕ УНИМАЕТСЯ», «НОВЫЙ ВАЛ», «АЛКЕЙ В СВЯТИЛИЩЕ ГЕРЫ», «ПОСЛАНИЕ ПИТТАКУ», «ДРУГУ МЕЛАНИППУ», «БУРЯ».
Сапфо́
около 630 года до н. э., Лесбос — 572 или 570 год до н. э.

Древнегреческая поэтесса и музыкант, автор монодической мелики (песенной лирики).

Составленный в александрийский период корпус произведений Сапфо насчитывал 9 книг, расположенных отчасти по метрическим рубрикам, отчасти по видам мелоса. Из ее произведений до нашего времени дошло около 170 фрагментов, в том числе одно стихотворение целиком. В основе лирики Сапфо лежат традиционные фольклорные элементы, преобладают мотивы любви и разлуки, действие происходит на фоне светлой и радостной природы, журчания ручьев, курения благовоний в священной роще богини. Традиционные формы культового фольклора наполнены личными переживаниями. Главным достоинством её стихотворений считается напряжённая страстность, обнажённое чувство, выраженные с чрезвычайной простотой и яркостью. Любовь в восприятии Сапфо — стихийная сила, «сладостно-горькое чудовище, от которого нет защиты». Сапфо стремится передать своё понимание синтезом внутреннего ощущения и конкретно-чувственного восприятия: огонь под кожей, звон в ушах.

Наиболее известные произведения:
«БРАТУ ХАРАКСУ», «ГИМН АФРОДИТЕ», «ГОНГИЛЕ», «ИЗ ЭПИТАЛАМИЕВ», «К АНАКТОРИИ», «ПЕЩЕРА НИМФ».
"Самый разумнейший может лишиться мгновенно рассудка, Может и слабый умом приобрести несказанную мудрость."
Гомер
Одиссея





Гомер
«Илиада», «Одиссея».
Поэма «Илиада» Гомера является одним из величайших произведений Древней Греции, оказавшим большое влияние на мировую литературу. Это классический образец эпической поэмы, в которой описаны события Троянской войны – противостояния троянцев и ахейцев.

«Одиссе́я» (др.-греч. Ὀδύσσεια) — вторая после «Илиады» классическая поэма, приписываемая древнегреческому поэту Гомеру. Создана в VIII веке до н. э. или несколько позже. Рассказывает о приключениях мифического героя по имени Одиссей во время его возвращения на родину по окончании Троянской войны, а также о приключениях его жены Пенелопы, ожидавшей Одиссея на Итаке.
Поэзия. Рим
Пу́блий Верги́лий Маро́н
15 октября 70 года до н. э. — 21 сентября 19 года до н. э.

Римский поэт. Поэмы у Вергилия становятся скорее совокупностью отдельных эпизодов, похожих на эпиллии, которые обладают определённой самодостаточностью и в то же время образуют вместе единое целое. Разные части поэм оказываются связаны смысловыми и символическими параллелями, число которых может быть сколько угодно велико.
Существует связь и между разными поэмами: из одного произведения в другое переходят, видоизменяясь, одни и те же образы и сюжетные мотивы. Так, жужжание пчёл в «Буколиках» является обязательной составляющей идиллической действительности, в «Георгиках» эти насекомые изображены как лучшая часть животного мира, а в «Энеиде» им уподобляют сначала карфагенян, а потом римлян. Вергилий часто прибегает к автоцитатам и вообще, по-видимому, рассчитывает на то, что читатели воспринимают разные его произведения как единое целое.

Изложение основного сюжета в поэмах Публий искусно разнообразит за счёт вставок на темы истории и мифологии, пейзажных зарисовок, лирических отступлений. Благодаря этому ему удаётся сделать свои произведения более занимательными.
Квинт Гора́ций Флакк
8 декабря 65 до н. э. — 27 ноября 8 до н. э.
Древнеримский поэт «золотого века» римской литературы. Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа.
К 39—38 относятся первые поэтические опыты Горация на латинском языке: гекзаметрические стихотворения, впоследствии ставшие первой книгой «Сатир», и ямбические, впоследствии ставшие «Эподами». Литературные поиски Горация перекликаются с классицистическим движением, которое возглавляют Публий Вергилий Марон и Луций Варий Руф. 2 сентября 31 до н. э. Гораций вместе с Меценатом присутствует при битве у мыса Акций. В 30 до н. э. выходит вторая книга «Сатир» и «Эподы», сборник из 17 стихотворений, которые он писал одновременно с сатирами. Название «Эподы» было дано сборнику грамматиками и указывает на форму двустиший, где короткий стих следует за длинным. Сам Гораций назвал эти стихотворения «ямбами»; образцом для них послужили ямбы греческого поэта первой половины VII в. до н. э. Архилоха. Примечательно, что Гораций с самого начала творческого пути берет за образец древнегреческую классику, а не поэзию александрийцев, в соответствии с тенденцией своего времени и окружения.
Между 23 и 20 годами Гораций старается держаться вдали от Рима, забрасывает «чистую поэзию» и возвращается к полуфилософской «прозаической Музе» своих «Сатир». На этот раз уже не в полемической форме сатиры, а с преобладанием «мирного положительного» содержания; он пишет 1-ю книгу «Посланий», в которую вошло двадцать стихотворений. Послания выходят в 20 (или в начале 19). В промежутке с конца 20 до осени 19 выходит Послание Юлию Флору, впоследствии второе во втором сборнике «Посланий», посвященном вопросам литературы. Книга, состоящая из трех писем, создавалась между 19 и 10 годами. Первое послание, обращенное к Августу (который выражал свое неудовольствие по поводу того, что до сих пор ещё не попал в число адресатов) вышло предположительно в 12. Второе послание, обращенное к Юлию Флору, выходило раньше, между 20 и 19 годами; третье, обращенное к Пизонам, вышло предположительно в 10 (и выходило отдельно, возможно, ещё в 18).
Пу́блий Ови́дий Назо́н
20 марта 43 года до н. э.— 17 или 18 год н. э.
Древнеримский поэт.

Более всего известен как автор поэм «Метаморфозы» и «Наука любви», а также элегий — «Любовные элегии» и «Скорбные элегии». По одной из версий, из-за несоответствия пропагандируемых им идеалов любви официальной политике императора Августа в отношении семьи и брака был сослан из Рима в западное Причерноморье, где провёл последние годы жизни. Оказал огромное влияние на европейскую литературу, в том числе на Пушкина, в 1821 году посвятившего ему обширное послание в стихах.

Наиболее известные произведения: «Наука любви», «Скорбные элегии», «Метаморфозы», «Фасты», «Ибис» и «Наука о рыболовстве».

Драма. Греция
"Время
Рассудит нас: чтоб сердце испытать
Правдивое, нужны бывают годы;
Чтоб злых вполне узнать, довольно дня."
Софокл
Царь Эдип


Софокл
«Эдип-царь»
Трагедия «Царь Эдип» Софокла является прекрасным образцом древнегреческой драматургии, сохранившимся до наших дней. Представляет большую культурную ценность, поскольку признана одной из наиболее совершенных трагедий античности.

В своей пьесе Софокл в полной мере раскрывает проблему судьбы, рока и осознанного человеческого выбора. Автор уверен, что при любых обстоятельствах человек должен сам отвечать за все совершенные поступки.
Софокл
Царь Эдип

Спектакль Государственного академического театра имени Е. Б. Вахтангова
Еврипид
«Медея»


«Меде́я» (др.-греч. Μήδεια) — трагедия древнегреческого драматурга Еврипида, впервые поставленная в 431 году до н. э. Входила в тетралогию, включавшую также утраченные трагедии «Филоктет» и «Диктис», сатировскую драму «Жнецы». Лидирует среди древнегреческих пьес по числу постановок в XX веке. Классический перевод на русский язык принадлежит Иннокентию Анненскому.

Ясон решил оставить жену Медею, чтобы жениться на дочери коринфского царя Креонта. Желая отомстить сопернице, Медея послала ей через своих с Ясоном детей отравленные пеплос и диадему. Детей же своих убила, чтобы ещё ужаснее уязвить Ясона. В конце пьесы на сцену спускается золотая колесница Гелиоса, в которой Медея с трупами детей покидает земной мир.

Древние римляне, известные пристрастием к кровавым трагедиям мести, по достоинству оценили «Медею» в правление Августа. Вариации сюжета о детоубийце, в частности, принадлежат Овидию и Сенеке. Пьеса Еврипида стала прочной частью западного канона и начиная с XVI века уже не сходила со сцены. Особенно популярна она у феминисток, ибо те видят в Медее близкую себе героиню, которая борется за право распоряжаться своей судьбой в мире, где всё решают мужчины.

Аристофан
«Лягушки»
«Лягу́шки» (др.-греч. Βάτραχοι) — комедия древнегреческого комедиографа Аристофана.

Поставлена автором на Ленеях в 405 году до н. э. от имени Филонида; получила первую награду (вторая досталась «Музам» Фриниха, третья — «Клеофонту» Платона). Комедия имела шумный успех и вскоре была поставлена вторично — вероятно, на Великих Дионисиях в том же году.
Что смешного в «Лягушках» Аристофана. Из курса «Театр Древней Греции»

(Видео на фоне)
Первая часть — путешествие в Аид Диониса и его раба Ксанфия, зачастую оказывающегося удачливее и смелее хозяина. Дионис переодевается в Геракла (который уже бывал в Аиде, выполняя 11-й подвиг); выспрашивает у настоящего Геракла дорогу; пересекает озеро на челноке Харона (во время переправы звучит давшая название комедии песня лягушек с рефреном «Брекекекекс, коакс, коакс» (др.-греч. Βρεκεκεκέξ κοάξ κοάξ), подражающим кваканью); пугается Эмпусы; разговаривает с хором мистов (душ посвящённых в Элевсинские мистерии); встречает тёплый приём у служанки Персефоны и враждебный — у Эака и двух торговок.
Вторая часть — парабаса, содержащая высказывания на злободневные темы. По преданию, Аристофан получил оливковый венок за политические советы, которые дал здесь городу.
Третья часть — состязание двух трагиков; она представляет особый интерес, поскольку является примером древней литературной критики. Прибыв в Аид, Дионис обнаруживает, что среди мёртвых идёт спор о том, кому считаться величайшим мастером трагедии — Эсхилу или Еврипиду (Софокл уступил первенство Эсхилу из скромности). Дионис берёт на себя роль судьи. Следует длинная сцена, во время которой Эсхил и Еврипид разбирают, цитируют и пародируют сочинения друг друга. В конце Дионис присуждает победу Эсхилу и выводит его на землю вместо Еврипида.
Драма. Рим
Плавт
«Кубышка»(«Горшок»)
В комедии Плавта «Горшок» («Клад», Aulularia) бедняк Эвклион случайно находит клад, но этим лишь навлекает на себя массу забот. Внезапно сделавшись богачом, Эвклион не знает, как быстро пустить деньги клада в оборот, прячет их и теперь постоянно думает, как бы кто-нибудь другой не обнаружил и не украл его находку. Эта мысль становится столь навязчивой, что Эвклион приближается к сумасшествию. Клад делает его необыкновенно скупым и подозрительным.
Богатый сосед Мегадор сватается к дочери Эвклиона, Федре, полагая, что бедная невеста не столь расточительна и ленива, как богачка. Но Эвклион видит в сватовстве зажиточного человека коварный умысел. Он думает, что Мегадор узнал про клад и хочет завладеть им. Пока Эвклион колеблется дать согласие, с Федрой вступает в любовную связь племянник Мегадора, Ликонид. Федра ждёт от Ликонида ребенка.
Ликонид идёт к Эвклиону сватать Федру, но видит отца своей возлюбленной в полубезумном состоянии. Тот громко кричит: «Я пропал! Я погиб! Помогите!» Причина в том, что раб Ликонида, Стробил, действительно нашёл и украл клад Эвклиона. Не зная об этом, Ликонид решает, что старика потрясла новость о соблазнении и беременности его дочери. Пытаясь загладить свою вину, он говорит Эвклиону: «Поступок, что тебя растревожил, совершил я. Толкнули меня на это вино и любовь». Эвклион полагает, что юноша сознаётся в воровстве клада и вопрошает Ликонида, как он посмел дотронуться до чужого. «Раз уж тронул, пусть у меня и останется», – отвечает Ликонид, подразумевая Федру и своё намерение жениться на ней. Эвклион в ответ начинает грозить Ликониду судом, если тот не вернёт украденного. Мало-помалу до Ликонида доходит, что он и старик говорят о совсем разных вещах.
Конец комедии «Клад» до нас не дошёл. Но из упоминания одного древнего источника следует, что в завершении этой пьесы Плавта золото возвращается Эвклиону, Ликонид женится на Федре, а её отец спешит отдать горшок с кладом молодожёнам, чтобы побыстрее избавиться от невыносимых беспокойств.

Комедия «Клад» написана очень живым и колоритным языком. Плавт широко использует в ней народные пословицы.

На сюжет «Горшка» Плавта Мольер написал своего «Скупого» со знаменитым героем Гарпагоном. Некоторое влияние этой плавтовской пьесы чувствуется и в «Скупом рыцаре» Пушкина.

Теренций. «Братья»
Теренций
«Братья»
Старик Микион не имеет родных детей, поэтому он усыновил Эсхина, сына своего брата Демеи. Воспитывал Микион приемного сына в разумной свободе и доверии. За это эго упрекал Демеи.
Вечером Мекион волнуясь, ждет своего сына. Говорит себе, что нет сильнее волнения, чем родительское…
Певица Вакхиду, является наложницей Санниона, он корыстолюбивый сводник и побаивается Эсхина. В нее влюбляется Ктесифон, сын Демеи.
Эсхин вырос умным и благородным, но иногда тоже любит повеселиться. Некоторые грехи своего брата, он берет на себя не боясь испортить свою репутацию. Эта братская любовь восхищает.
У Микиона есть преданный раб, Сир. Он активно помогал в воспитании Эсхина и Ктесифона. Сир, всегда готов прийти на помощь своим хозяевам. Принимает участие в «укрощении» сводника Санниона.
У Эсхина есть девушка Памфила, которую он обесчестил, и она скоро должна родить. Юноша не отказывается от отцовского долга и готов взять на себя полную ответственность. Но семья Памфилы наслышанная о мнимых грехах Эсхина, которые он брал на себя, чтобы прикрыть брата, запрещает приходить в дом невесты.
Микион хочет проверить чувства сына. Он рассказывает о женихе из Милета, который хочет забрать Памфилу. Девушка уже на девятом месяце. А Эсхин все тянет с женитьбой. Эсхин расстроен этой новостью. Отец успокаивает его и говорит, что семье Памфилы рассказали о том, что он брал грехи брата, и они поверили.
Демея понимает, что брат, воспитывая Эсхина добром и уважением, добился большего, чем он строгостью и запретами и начинает меняться. Становится более терпимым и добрым даже к рабам. Приказывает снести забор между домами, чтобы сыграть широкую свадьбу. И невесте не пришлось бы, в ее положении, ходить из дома в дом.
Микион выкупает Вакхиду у корыстного сводника и оставляет ее жить у себя. Сиру и его жене за все заслуги, он дарит свободу.

Комедия учит тому, что все скрытое обычно становится явным, а добром и любовью можно много добиться.


Проза. Рим
Лонг
«Дафнис и Хлоя»
«Да́фнис и Хло́я» (греч. Δάφνις και Χλόη) — один из пяти канонических греческих романов. Написан Лонгом около II века. Об авторе «Дафниса и Хлои» (равно как и об остальных авторах этих романов) не сохранилось никаких сведений. Датировка романа дана учёными исключительно исходя из языковых особенностей текста.
Во введении автор рассказывает о том, как нашёл в пещере картину. Восхищённый изображёнными на ней сценами, он решил написать эту историю.

Действие происходит в окрестностях города Митилена. Козопас Ламон обнаружил брошенного мальчика, вскормленного козой. При ребёнке были знаки отличия, которые говорили о его высоком происхождении. Ламон стал растить мальчика, как родного, и дал ему простое пастушеское имя – Дафнис. Через два года повторилась похожая история. Пастух Дриас нашёл в пещере девочку, вскормленную его овцой. Он взял малышку к себе и назвал Хлоей.

Когда дети подросли, Ламон и Дриас научили их своему ремеслу. Дафнис стал пасти коз, а Хлоя – овец. Между ними возникает привязанность, которая постепенно перерастает в любовь. Но Дафнис и Хлоя боятся своего чувства, ведь они никогда раньше с ним не сталкивались.

Однажды на эту местность нападают пираты. Они ранят пастуха Доркона и похищают Дафниса. Умирающий Доркон хочет помочь Дафнису, несмотря на то, что сам был влюблён в Хлою. Он дарит девушке свирель и велит, чтобы она на ней заиграла. Тогда его стадо, которое находилось на корабле, бросается на звук знакомой свирели и опрокидывает судно. Пираты тонут, а Дафнис благополучно достигает берега.

Через некоторое время в их деревню заехали знатные юноши из Метимны. Они повздорили с местными жителями, а когда их прогнали, решили, уговорили народ Метимны отомстить. Нападающие разграбили стада и увели в плен Хлою. Дафнис взмолился. Пастуший бог помог его горю. Он напустил ужас на похитителей. У коз Дафниса на рогах появился плющ, а овцы Хлои вдруг завыли, словно волки. Откуда-то были слышны устрашающие звуки и виден огонь. Тогда злодеи испугались и отпустили пастушку, вернув ей украденных коз и овец.

Весной к Хлое сватаются многочисленные женихи. Дафнис огорчён тем, что он беден и не может с ними сравниться. Благодаря указаниям волшебным девушкам, на берегу он находит кошелёк, в котором было три тысячи драхм. С помощью этого богатства молодой пастух добивается у родителей Хлои разрешения на брак. Но они подневольны и судьбу их должен решить господин.

Вскоре хозяин, богатый горожанин Дионисофан, с женой Клеаристой и сыном Астилом, приезжает проверить, как на его землях идут дела. Он всем доволен, в том числе и козами юного пастушка. Но красота Дафниса прельщает Гнатона, приживалу, бездельника, живущего за счёт хозяина. Он хочет увезти юношу в Митилену. Ламон, не желая отдавать ему Дафниса, показывает своему господину знаки отличия, найденные при нём. Молодой пастух оказывается сыном Дионисофана, который очень этому обрадовался. Все их поздравляют, огорчена только одна Хлоя. Она думала, что Дафнис теперь непременно её забудет.

Пока девушка сидела одна и размышляла, её похитил Лампис, некогда отвергнутый ей пастух. Спасает пастушку Гнатон, желая помириться с Дафнисом. Дриас, в свою очередь, тоже показывает отличительные знаки, найденные при Хлое и просит найти её родных. Отцом девушки оказывается Мегакл, один из знатных граждан Митилены. Теперь Хлоя и Дафнис равны и могут пожениться. Свадьбу справляют в деревне. Несмотря на то, что влюблённые стали богатыми и знатными, большую часть жизни они прожили по-пастушески. Не забывала счастливая пара также и всех, кто им помогали.

История о Дафнисе и Хлое учит возвышенной и чистой любви, верности, а также скромности, ведь её герои всегда были рядом друг с другом и находили счастье в своём простом существовании, по-своему прекрасном.

Апулей
«Метаморфозы»
Апулей
«Метаморфозы»
«Метаморфо́зы» (лат. Metamorphoseon), или «Золото́й осёл» (Asinus aureus) — роман в 11 книгах, написанный древнеримским писателем II века Апулеем. Один из наиболее популярных античных романов на латинском языке, неоднократно переводившийся и издававшийся на других языках.

В книге рассказывается о невероятных похождениях беспутного знатного римского юноши Луция, увлечённого женщинами и колдовством; повествование ведётся от его лица. Оказавшись в греческой области Фессалия, считавшейся в античности родиной магии и славившейся своими ведьмами, он решил испытать на себе местное чародейство. Он узнал, что Памфила, жена хозяина дома, в котором он квартирует, — ведьма. Её служанка Фотида спрятала его на чердаке, и на его глазах Памфила с помощью волшебных мазей обратилась в сову и улетела на свидание к возлюбленному. Фотида достаёт ему мазь, которая должна обратить его в птицу, но путает баночки, и вместо того, чтобы стать птицей, Луций превращается в осла.
В обличье животного Луций попадает к различным хозяевам, претерпевает всякого рода унижения, в основном связанные с тяжёлым трудом, становится жертвой сексуальных домогательств одной знатной дамы и видит жизнь многих слоёв позднеантичного общества — от земледельцев и разбойников до жрецов Кибелы и богатых горожан, всюду наблюдая падение нравов. Изнурённый и доведённый до отчаяния Луций просит богов о помощи, и на его молитву откликается богиня Исида. По её указанию Луций съедает цветущие розы и снова превращается в человека. Отрёкшись от прежней порочной жизни, он проходит обряд посвящения и становится пастофором (жрецом Осириса и Исиды).

В тексте романа также встречается около двадцати вставных новелл, возможно, позаимствованных из милетского сборника и/или восходящих к фольклорным источникам; большинство повествует о неверных жёнах, глуповатых мужьях и хитроумных любовниках. Одна из них излагает сказание об Амуре и Психее, в дальнейшем пользовавшееся огромной популярностью в европейской культуре.

Главная суть рассказа в том, что не стоит поддаваться инстинктам, как животное и всегда оставаться человеком.


Стандарты красоты античности
"Кому неприятно водиться с красивыми людьми, тот слеп, потому что красота – это дар божий".
Аристотель
Древнегреческий философ. Ученик Платона
Греция
Древние греки оценивали женское тело по параметрам, близким к современным. Они считали красоту высшим проявлением щедрости богов – красивый человек, как мужчина, так и женщина, пользовались не меньшей популярностью и почтением, чем знаменитый полководец или государственный деятель. Самые красивые люди составляли особую прослойку в обществе, были многоуважаемыми и почтенными вдохновителями поэтов и творческих людей. Им посвящали стихи, песни, скульпторы ваяли с них статуи.

Со времен Древней Греции сохранилась история создания одной из статуй богини красоты и любви — Афродиты. Оказывается, что Пракситель, один из самых талантливых творцов грациозных скульптур человеческого тела, сделал ее по образу своей возлюбленной. За это его обвинили в святотатстве и вызвали в суд, ведь по законам того времени было запрещено ваять богов с человеческого образа, а тем более – ассоциировать богиню со смертной женщиной. Считалось, что небожители могли разгневаться на человека за подобные оплошности, и в праведном гневе уничтожить всех жителей города.
В качестве защиты скульптор привел в суд свою возлюбленную Фрину. Раздев ее перед всеми присутствующими, Пракситель спросил, почему они не довольны ее телом и считают, что оно не божественное? Убедившись в неотразимости тела Фрины, судьи не смогли навести аргументов и вынуждены были отпустить мастера на свободу.

Понятие красоты у мужчин также было четко определено. Уважалось спортивное, подтянутое тело, ведь греки были большими приверженцами здорового образа жизни. Образцом подражания для них были олимпийские боги – они априори считались идеалом, к которому нужно стремиться. У юношей было принято чисто выбривать лицо, носить длинные волнистые волосы, стянутые обручем или шелковой лентой. По мере взросления, они получали право носить бороду, прическа становилась короче.
Идеалом привлекательности в период античности считалось абсолютно пропорциональное, спортивное тело. Для женщины большим преимуществом считался высокий рост, развернутые плечи, осиная талия, слегка расширенный таз, вертикальная линия живота (плоский подтянутый живот) и стройные ноги. Очень красивой считалась комбинация светлых волос, голубых глаз, прямого носа с небольшой горбинкой и высокого лба. Именно под такое описание попадает еще одна известная статуя — Афродита Милосская. Она была идеалом красоты и олицетворяла высшее совершенство природы. Статуя изображает стройную женщину с грациозной осанкой. Ее рост составляет 164 см, а объемы груди, талии и бедер соответственно – 86, 69 и 93 см. Большое значение греки уделяли симметричности и пропорциональности лица.
Греческий эталон женской красоты во многом схож с современными представлениями о привлекательности и безупречности женского тела. Во времена Олимпийских богов ценилась естественная красота, и декоративная косметика практически не использовалась. Тело должно было быть подтянутым, стройным и атлетически сложенным, что не менее ценится и сегодня. Конечно же, каждая женщина не обязана быть голубоглазой блондинкой с пропорциями Венеры или Афродиты чтобы представлять из себя эталон красоты. Но женщина должна пытаться жить в гармонии со своим телом, подчеркивая его достоинства.
История косметики древней Греции

Рим
Древнеримский писатель Апулей как-то раз сказал, что если бы Венера не была златокудрой, в неё бы не влюблялись боги.
Римское представление о женской красоте очень светлое. В том смысле, что настоящая красавица должна иметь светлые волосы (белые или золотые), светлую кожу, накидку из прозрачного шёлка, золотые и серебряные украшения, большой светлый дом с такими же белокурыми детишками, светловолосыми рабынями (из их волос раб-парикмахер сможет делать парики и шиньоны своей госпоже). И мужа-патриция в белой тоге, который сможет всё это оплатить. Если же серьёзно, то в отличие от античного греческого или древнеегипетского, римское представление о женской красоте предполагало семейную жизнь, или хотя бы перспективу удачного замужества.
«Рождение Венеры»
Сандро Боттичелли

Именно по этой причине ценилась светлая кожа — она означала, что девушка с детства проводит время в тенистых апартаментах, а не вынуждена работать под палящим средиземноморским солнцем. А на случай, если кожа знатной девушки от природы смуглая, римлянки придумали множество средств для её отбеливания, начиная от мазей на основе ослиного молока и масок для лица и заканчивая не слишком гуманным способом придать лицу интересную бледность, выпив раствор древесного спирта (аналог современного скипидара).
То же самое касается и цвета волос: в Древнем Риме знали немало способов их осветления. Например, можно было смочить их разведённой в козьем молоке золой букового дерева и после этого выставить на солнце на несколько часов. Разумеется, лицо римской красавицы при этом прикрывалось тканью, чтобы не испортить его загаром.
Косметика
Слово «косметика» происходит от греческого «космос», то есть гармония. Это понятие в греческом языке противостоит «хаосу», под которым понимался любой беспорядок и уродство. Косметика и была искусством создания красивой, гармоничной внешности. Римляне придумали собственный термин: «ars ornatrix» — искусство украшения. Но перед наложением косметики, кожу, лицо и всё тело надо было подготовить. Для этого к услугам римлянок были термы. В самых больших и роскошных из них были не только залы для омовений и бассейны. В термах к услугам посетительниц был целый комплекс древнеримской индустрии красоты. Помещения для занятий фитнесом и даже целые стадионы. Массажисты и продавцы всех необходимых средств и аксессуаров. Умелые рабыни, которые ловко срезали с тела римской дамы все волоски и умащали её ароматическими маслами.
Про косметику, мужские украшения, пирсинг, татуировки, кожаные одежды в Древнем Риме
~
В целом, в античности большое значение придавалось формам человеческого тела, существовал культ тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения искусства — скульптура, вазопись, керамика, на которой изображено много разнообразных, часто стилизованных человеческих типов. Представление о красоте человека, прежде всего, ассоциировалось с его положительными нравственными качествами. Внешний облик человека как бы символизировал определенный уровень его внутреннего мира.
В мире, где гармоничность тела понималась как выражение гармонии духа, безобразное означало недостаток разума, благородства, силы, характера, выступало как отрицание позитивных ценностей. Древние греки пытались через тело человека и благодаря ему, воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии.

Изобретения древности
Древние греки, как известно, намного опередили свое время и не только в сфере наук, как, например, математика или медицина. Речь пойдет даже не о древних театрах и об Олимпийских играх, а об изобретениях древности, некоторые из которых продолжают использоваться по настоящее время.
Подъемный кран
Это одно из самых сложных и впечатляющих изобретений древних греков.

Первые подъемные краны относятся примерно к 500 г. до н.э.; использовались для поднятия не только предметов, но и людей.
Маяк
До появления специальных портов в Древней Греции, на вершинах прибрежных холмов возле городов, в которые ходили торговые суда, по ночам разжигали костры. Впоследствии огонь начали разводить на специальных платформах – чем выше горело пламя, тем дальше его было видно. Подобная практика привела к развитию маяков.

Самым известным маяком в античной истории является одно из чудес света — Александрийский маяк, построенный в 280-247 годах до н.э.

Седьмое чудо света
Взрывая историю | Discovery
(видео на фоне)
Термометр
Впервые термометр изобрел Герон Александрийский, который первым понял, как воздух расширяется при нагревании до высоких температур. Впоследствии Филон Византийский первым применил эту технику, чтобы определять температуру воздуха, а Галилей в 1597 году только усовершенствовал древнее изобретение, введя понятие «масштаба» для количественной оценки процесса измерения температуры.
Термометр Галилея: история и принцип действия
Дорожные знаки
Дорожные знаки вовсе не являются современным изобретением, и римляне тоже использовали их.
На всех своих многочисленных дорогах они использовали большие «вехи», чтобы дать путешественникам информацию о направлении и расстоянии от Рима и других городов.
Автоматические двери
Наверняка, многие думают, что автоматические раздвижные двери появились совершенно недавно, это не так.
Греки изобрели автоматические раздвижные двери, которые работали с помощью сжатого воздуха или воды. Использовались такие двери в храмах.
Будильник

Один из наиболее часто используемых в современном мире гаджетов впервые изобрел известный греческий философ Платон.

Для того, чтобы не проспать свои лекции, он переделал водяные часы.

Об авторах проекта
Ниже можно ознакомиться с нашей командой, работавшей над проектом и этой страницей.
Карпун Мария Александровна
Руководитель проекта
Старший преподаватель кафедры общего и сравнительного языкознания Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону).
Студенты и их роли
Максим Суслов
Студент 1 курса ИФЖиМКК ОФ-4
Создатель веб-страницы проекта, исследователь блока "Архитектурные памятники античности".
Георгий Саларёв
Студент 1 курса ИФЖиМКК ОФ-4
Исследователь блока "Архитектурные памятники античности".
Полина Красковская
Студент 1 курса ИФЖиМКК ОФ-4
Исследователь блока "Исторические личности".
Ксения Доброскокина
Студент 1 курса ИФЖиМКК ОФ-4
Исследователь блока "Исторические личности".
Сармат Тедеев
Студент 1 курса ИФЖиМКК ОФ-5
Исследователь блоков "Античная скульптура", "Античная литература", "Стандарты красоты античности".
Виктория Супрунова
Студент 1 курса ИФЖиМКК ОФ-5
Исследователь блоков "Античная скульптура", "Античная литература", "Стандарты красоты античности".
Анна Карпова
Студент 1 курса ИФЖиМКК ОФ-5
Исследователь блока "Изобретения древности".
Анастасия Мартыненко
Студент 1 курса ИФЖиМКК ОФ-5
Исследователь блока "Изобретения древности".
Виктория Терентьева
Студент 1 курса ИФЖиМКК ОФ-4
Исследователь блока "Занимательная этимология античности".
Полина Китаева
Студент 1 курса ИФЖиМКК ОФ-4
Исследователь блока "Занимательная этимология античности".
Диана Резниченко
Студент 1 курса ИФЖиМКК ОФ-5
Исследователь блока "Занимательная этимология античности".
0 рублей

Было потрачено на проект
1 руководитель

Направлял команду
11 студентов

Находили информацию по всем блокам
30 дней

Время, потраченное на создание проекта
Отдельная благодарность
в создании веб-страницы на базе конструктора сайтов Tilda Publishing выражается доценту
института филологии,
журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ
Андрею Сергеевичу Рослому.
Отдельная благодарность
в создании веб-страницы на базе конструктора сайтов Tilda Publishing выражается доценту
института филологии,
журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ
Андрею Сергеевичу Рослому.
Спасибо, что ознакомились с нашим проектом. Надеемся, он вам понравился)
Close
Вы можете связаться с нами
Telegram
WhatsApp
VK
Mail
Phone
Все права на изображения и видео принадлежат их авторам.
Made on
Tilda