Междисциплинарные студенческие исследования:
языковая репрезентация актуальных событий современности
Наш проект направлен на сбор, анализ, систематизацию и дальнейшую репрезентацию уникального этнолингвистического материала, основанного на исследовании культурного наследия населения Ростовской области и приграничных территорий в новых геополитических условиях.

Ростовская область в силу своего уникального геополитического и геокультурного расположения выступает контактной зоной, пограничной территорией, которая притягивает и синтезирует различные социокультурные, цивилизационные вызовы. Исследование пограничья представителями различных научных дисциплин (политологии, экономики, географии, истории, социологии и др.) показывает многоаспектность и сложность проблематики, касающейся пограничных территорий и региональных сообществ. До начала XX столетия западная часть современной Ростовской области и часть современной Луганской области входили в состав Донецкого округа Области Войска Донского, что обусловливает общность формирования языка и традиционной культуры населения интересующей нас территории.
Основная идея проекта – показать общность и многообразие взглядов населения исследуемого региона на изменения в языке и культуре.

Уникальность нашего проекта состоит в том, что в одной команде под руководством опытных преподавателей и ученых будут работать студенты разных направлений подготовки Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации.

Цель проекта – зафиксировать и отчасти воссоздать целостную картину особенностей современного языка и культуры населения Ростовской области и приграничных территорий посредством создания банка данных для дальнейшего исследования учеными разных специальностей.


План работы над проектом
1. Разработка анкет для глубокого интервью и сбора языкового и этнокультурного материала.
2. Сбор материала в рамках учебных и производственных практик.
3. Информационное сопровождение проекта.
Примерная программа сбора полевого материала
1
Месторасположение и административное подчинение населенного пункта в настоящее время. Расстояние от районного центра, соотнесённость с важнейшими географическими объектами. Является ли место современного расположения населённого пункта исконным или станица (хутор) перенесены с другого места? По какой причине состоялось переселение, как и когда это произошло (исторические и легендарные сведения)
2
Сведения об основании н/п и исторических событиях, сыгравших заметную роль в судьбах его жителей. Топонимические легенды и предания. Как объясняется расположение именно этого населённого пункта? Известны ли исторические легенды о происхождении, основании, появлении названий, первоначальной жизни хутора (станицы)?
3
Принцип организации поселенческой структуры (с/совета, юрта), положение в нём обследуемого н/п. Приблизительная численность и характер населения в н/п, входящих в структуру (старожилы – приезжие, пенсионеры – молодёжь, постоянное население – дачники, и т. п.).
4
Общая характеристика жилых и хозяйственных, частных и общественных построек, устройства улиц, дорог, мостов.
5
Описание старой части н/п: местоположение, особенности традиционной планировки и архитектуры. Население старой части н/п: происхождение, формы занятости, сохранность старинного быта, семейного уклада, элементов духовной культуры.
6
Описание новой части н/п: местоположение, особенности планировки и архитектуры (от чего зависит введение новшеств). Население новой части н/п: происхождение, формы занятости, материальное обеспечение. Характеристика быта, семейного уклада, элементов духовной культуры населения новой части н/п (в какой степени владеет традиционными формами культуры).
7
Традиционные для этой местности формы хозяйственной деятельности (рыболовство, животноводство (какое), птицеводство, земледелие, огородничество, садоводство, ткачество и т.д.).
8
Этническая характеристика коренного населения: самоназвания, типичные черты внешности, клички и прозвища жителей обследуемого и соседних населенных пунктов.
9
Конфессиональная характеристика: религиозные общины, церкви, молельные дома и другие культовые места. Кладбища. Есть ли в окрестностях населённого пункта такие места, куда традиционно отправляются (отправлялись прежде) местные жители в праздничные дни? Что там происходит: особая трапеза; игровые действия (вождение хороводов, разжигание костров и т.п.); совершение молебнов и крёстных ходов; что-то ещё? Есть ли в окрестностях населённого пункта такие места, куда традиционно отправляются (отправлялись прежде) местные жители в праздничные дни? Что там происходит: особая трапеза; игровые действия (вождение хороводов, разжигание костров и т.п.); совершение молебнов и крёстных ходов; что-то ещё?
10
Миграционные процессы. Много ли новых жителей появилось в последние 10 лет? Откуда они приезжают и как расселяются? Много ли местных уроженцев уезжает из н/п на постоянное место жительства? Куда и по какой причине? Как складываются отношения между старожильческим и пришлым населением? Известно ли о больших переселениях, бывших в данной местности прежде? Когда это было? Что об этом рассказывают?
11
Какие виды домашних животных традиционно разводили в данной местности? Разводят теперь?
12
Какие типы сельскохозяйственных культур выращивают жители данной местности? Есть ли местные особенности приготовления пищи?
13
Что рассказывают местные жители о «настоящих хозяевах» старых времён, в чём был секрет их благополучия: в трудолюбии, набожности, «особых» знаниях? От чего зависит (зависела) удача в разведении скота?
14
Рассказ о конкретной семье, ее происхождении и традициях. Какие праздники особо почитаются в семье, как отмечаются, кто участвует? Какие песни исполняют в семье старшие члены семьи? Какие взаимоотношения между членами семьи? Кого считают главным в семье? Пишет ли стихи кто-либо из членов семьи? О чем стихи? Есть ли в семье устные истории, передаваемые от поколения поколению? Придерживаются ли в семье примет (каких?)?
Наши приоритетные места сбора материала
Усть-Донецкий, Аксайский, Миллеровский, Тарасовский, Красносулинский, Кашарский, Матвеево-Курганский районы Ростовской области и пограничные районы Луганской области.
Корпус диалектных текстов
Предварительные результаты: создан банк аудиозаписей интервью с коренными жителями Ростовской области обозначенных районов и фотоархив объектов материальной культуры, получены первые аудиозаписи живой речи жителей приграничных населенных пунктов Луганской и Донецкой областей.


Присоединиться к проекту
Если вы хотите стать частью нашего проекта, пишите на почту mvflyagina@sfedu.ru

Made on
Tilda