проблема национальной идентификации казаков на Дону
«Трушные»
или «ряженые»:
С 2021 года во Всероссийской переписи населения вновь стало возможным указать «казак» как национальность.
Уже в конце мая 2022 года Росстат представит доклад об основных итогах переписи, которые наглядно покажут, сколько россиян идентифицируют себя казаками.
КАЗАК? КАЗАК? КАЗАК? КАЗАК? КАЗАК? КАЗАК? КАЗАК? КАЗАК? КАЗАК?
КА
ЗАК
Общее представление о казачестве не совпадает с тем, что думают о нем его представители. Для большинства россиян казак — не самостоятельная национальность, а субэтническая группа русских. Кроме того, распространён стереотип о том, что казачество — субкультура или даже тенденция моды.


Внутри самого казачества тоже возникают проблемы: казаки сами делятся на «трушных» и «ряженых» — тех, кто действительно является представителем, и тех, кто только делает вид.
К
Казак — это национальность?
Служит ли доказательством то, что у казаков существует своя культура, традиции, язык, общеобразовательные заведения и другие не менее убедительные атрибуты?

Мы попытались разобраться в вопросе и делимся полученной информацией с вами.
Глава 1
Обратимся к истокам
Есть распространенное мнение о том, что сколько казаков, столько и историй о возникновении казачества. Действительно сложно найти подтверждение многим историческим гипотезам о казаках в силу того, что археологических и письменных источников крайне мало и они очень разрозненны и не однозначны. Историки делают разнообразные предположения о происхождении казаков и казачества, пространстве, которое они населяли.
Самые ранние упоминания вольных людей, которых отождествляют с казаками, так называемых черных калабуков или «черных шапок», датируется серединой XII века, они были равноправной наряду с боярами политической силой в Киевском княжестве и жили в ныне не сохранившемся поселении, датируемом XI веком, Торческ (на берегу реки Гороховатка в 100 км южнее Киева и местечке Канев на берегу Днепра, так же в 100 км юго-восточнее Киева и всего в пятидесяти километрах от Черкасс). Калабуков упоминали отдельно от «Земли русской», в летописях писали неоднократно: «Вся земля русская и черные калабуки». Калабуки были тюркоязычными и вероятно были осколком Хазарского каганата распавшимся в X веке. До прихода Варяг и образования Киевской Руси киевских князей иногда именовали каганами. Затем, в 16 веке, при описании более ранних событий XII века калабуков стали называть черкасами, названием полностью тождественному казаку, ведь все казачьи столицы по сей день именуются Черкассками.
В подтверждение тюркских корней казачества можно сказать, что у всех современных казаков в речи существует осколок тюркского языка в виде «гэканья» или научным языком «фрикативная Г» обозначаемая как Ғ
в кириллице, а также пятая буква украинского алфавита Ґ. Распространение этого звука в настоящее время как раз совпадает с границами Тюркского каганата.

Вообще язык и звуки важный исторический свидетель происхождения и культурного влияния. Важными для нас станут понятия:
Эндоэтноним — это самоназвание народа
Экзоэтноним — присвоенное название народу извне другими народами
Топоним — устойчивое название местности или поселения.
Так вот корень эндоэтнонима «казак», ничто иное как «каза» или «хаза», тот же что и у хазар.
У потомков хазар, осетин, которые унаследовали во многом их язык, «хазар» означает «дом». Есть так же русское слово хата, у которого такое же происхождение.
На основе географии расселения топонимов эндо- и экзоэтнонимов связанных с казаками, некоторых письменных упоминаний, можно сделать вывод, что казачество произошло из христианского населения Хазарского каганата, сразу после его распада в X веке, которое признало киевского князя своим каганом и затем стало перенимать культуру киевского княжества, как у единоверцев.

хата // дом
Затем последовал достаточно сложный исторический период, связанный с монгольским нашествием и последовавшим за ним нашествием Литовского княжества земли, населяемые черкассами, которые располагались вдоль реки Днепр и по северу Азовского моря, что вынудило их переместится в Крым и на реку Дон.

Подробно мы рассказали об этом
здесь.
Глава 2
Понятия
В академической сфере очень строгие подходы к употреблению этих терминов: этнос и национальность. Благодаря этому мы де-факто можем говорить о множестве понятий, у каждого из которых есть своё значение, свои признаки, отличающие это явление от других подобных. Начнём с центрального
Андрей Бедрик, кандидат социологических наук, директор Института социологии и регионоведения ЮФУ
ЭТНОС
В буквальном переводе с древнегреческого — это народ. Но в нашем русском языке этот термин употребляются часто в значении «простые люди». То есть люди, которые вот статистические жители нашей страны. Пример: «народу это невыгодно». И есть другое значение, более узкая — это народ как этнос, как этническая группа. Этнос, исходя из того термина, который наиболее распространён в нашей стране, — это социальная группа, которая объединена пятью базовыми признаками: территориальность, историчность, особенность языка или даже свой язык, традиции и культура, и главное — самосознание.
Современная этнология исходит из того, что если у вас в сознание есть идентичность, которая определяет вас как, например, скифа, не имеет значения насколько степень выраженности языкового, исторического, культурно-традиционного компонентов у вас представленных. Например, вот вы русская, но в лапти вы никогда не залазили, кулебяку традиционную русскую тоже не готовили русский язык. Самосознание, которое закрепляется в самоназвании, гораздо большую роль сегодня играет, особенно в урбанизированной и модернизированный среде, чем язык, культура, традиции и так далее. Самосознание ключевое.
САМОСОЗНАНИЕ // САМОНАЗВАНИЕ // САМОСОЗНАНИЕ // САМОНАЗВАНИЕ
НАЦИЯ
В советское время нациями называли этнические группы, которые в своей исторической эволюции достигли состояния государственности. Этнических групп тысячи, а государств в мире около двухсот. Государственных образований, выделенных по этническому признаку, внутренних, как Чечня в России, Каталония в Испании, совокупно из 200 превратится в 400. И вот это нации. Потому что марксистский подход считал, что все через развитие фармаций, исторические ступени, государственность — это высшая степень развития этнических групп. И вот нация – это этническая группа, добившаяся своего государства. Русские – нация потому, что у них есть русское государство; поляки – нация потому, что у них есть польское государство и так далее.
Сейчас, когда мы употребляем слова «нация» и «национальный», то речь идет о согражданстве. Нация – равно граждане одного государства. И когда говорят «наша национальная политика», не всегда имеют в виду этническую политику. Скорее – политику, выражающую интересы всех граждан нашего государства.
НАЦИЯ // НАЦИОНАЛЬНОСТЬ // НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА // НАЦИЯ // НАЦИОНАЛЬНОСТЬ // НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Глава 3
Казаки сегодня
Сегодня казаки – это не этнографическая общность, а политическая с определенной этнографической особостью, которая все-таки, подчеркну, к сожалению, искусственна. Потому что воссоздать намного сложнее, чем уничтожить
Андрей Бедрик, кандидат социологических наук, директор Института социологии и регионоведения ЮФУ
донской казак
Переписи населения 2002 и 2010 гг., как и прошлогодняя перепись, дали право идентифицировать себя как казак. Это скорее были политические решения. Но результаты переписи показали то, что количество людей, определивших себя казаками очень небольшое.
Самоидентифицировал себя казаком я с раннего детства. В комнате деда висели портреты его родителей, он рассказывал мне о былой казачьей жизни, все это вплеталось в мое сознание.
Олег Николаев
природный донской казак и руководитель этнопарка «Кумжа»
Я много кто. Одним словом и не представишься. Донской казак, художник, поэт, музыкант
Максим Ильинов
казак, донской художник, автор казачьего поп-арта
Я всегда считала себя казачкой, с детства ещё. Никогда не поддавала это сомнению
Полина Сергиенко
казачка, выпускница ЮФУ
Мы поговорили с Олегом Николаевым, донским казаком и руководителем этнопарка «Кумжа, чтобы посмотреть, как сейчас живут родовые казаки
Журналисты:
Откуда у Вас любовь к казачеству?
Олег Николаев:
Любовь к казачеству у меня с раннего детства. Это необъяснимое чувство. Оно для меня тождественно любви ко всему родному - бабушкам и дедушкам, реке Дон, степному просторному пейзажу, запаху полыни.
Журналисты:
В каком возрасте и при каких обстоятельствах вы самоидентифицировали себя казаком?
Олег Николаев:
Самоидентифицировал себя казаком я также с раннего детства. Когда мне было лет 5, мой дед, 1910 г.р., сын урядника 9-го Донского казачьего полка, сшил мне казачью справу - рубаху, шаровары с лампасами. В комнате деда висели портреты его родителей, он рассказывал мне о былой казачьей жизни, все это вплеталось в мое сознание.
Журналисты:
Когда Вы только начинали заниматься популяризацией казачьей культуры, Вы могли поверить, что это заинтересует такое большое количество людей?
Олег Николаев
Мы об этом не думали, делали, то, что считали нужным и то, что было в наших силах. Потом с удивлением заметили, что это нашло отклик не только у казаков, проживающих в казачьих регионах России, но и потомков казаков ближнего и дальнего зарубежья.
Журналисты:
Какой сейчас потенциал вы видите в своей деятельности?
Олег Николаев:
Наш потенциал - это вековые традиции и обычаи наших предков, сохранивших их через все сложности и огромные трудности. В виду создания этнопарка "Кумжа", у нас появились возможности вывести нашу работу на более высокий уровень. В 2021 году наш проект, единственный из Ростовской области вышел в финал федеральной премии "Знание", как лучший проект в номинации "За вклад в просвещение в сфере "История".
Журналисты:
Как Вам кажется, "возрождается" ли в последние годы казачья культура? Появляется ли к ней больше интереса?
Олег Николаев:
Безусловно, интерес к казачьей культуре растет. Возрождаются традиции. Сохраняется и передается певческая традиция, возрождются традиционные боевые искусства. Так, например, возрожденное искусство казачьей джигитовки и конным владением оружием, не так давно стали официальным видом спорта РФ.
Журналисты:
Многим кажется, что казачество — это о прошлом и оно не может органично существовать в современном мире. Какие традиции, по Вашему мнению, могут стать частью жизни современного человека?
Олег Николаев:
Многим так кажется из-за того, что не хватает информации, знаний и они мыслят шаблонами и стереотипами - шашка, конь, военная служба. Т.е. набор неких сословных маркеров. В тоже время сословием донские казаки (а говоря о казачестве и казаках я имею в виду именно их) пробыли менее ста лет - с 1835 по 1917 г. А история их уходит в начало 16 века, если брать точку зрения официальной историографии. Донские казаки, самоназвание - донцы, это этнос. В связи с этим, его представители не только могут существовать, но прекрасно существуют в современном мире. Традициции же, которые не только могут, но и должны быть частью жизни современного человека, являются общечеловеческими традициями - семейные ценности, уважение к старшим, защита слабых.
Журналисты:
Что вообще значит быть казаком? Может ли, например, обычный офисный работник являться им?
Олег Николаев:
Быть казаком значит являться носителем казачьего культурного кода, казачьего менталитета, казачьей исторической памяти. Я знаю не только казаков офисных работников, но и казаков нейрохирургов, юристов, рок-музыкантов, актеров.
Подводя итог, можно сказать, что и родовых
и реестров казаков можно смело называть казаками, потому что они в первую очередь сами себя так осознают. Разница заключается только в процессе самосознания из-за отличных этнологических подходов.
Made on
Tilda