В Крыму в 1303 году впервые упоминаются именно казаки, как обозначение «стражи» в Феодосии и в 1308 году как обозначение «разбойников» в Судаке.

В XIV-XV веках появлялось множество упоминаний казаков, как черкасских казаков, киевских казаков. Эти упоминания были связаны с низовьями Днепра, Крыма, северного побережья Азовского моря. Они свидетельствовали о нападениях казаков на торговцев в этих районах.

В XVI веке одновременно происходит несколько упоминаний казаков с реки Дон, а так же казаков за порогами Днепра, то есть Донских и Запорожских казаков. 3 января 1570 года Иван Грозный посылает грамоту Донским казакам, а 2 июня 1572 года король Сигизмунд II Август нанимает 300 казаков и образует первый казачий реестр. С этого времени казаки начинают активную международную деятельность. Обмениваются письмами с царями, султанами, королями, нанимаются к ним на службу, участвуют в походах как на стороне Речи Посполитой против Москвы, так и на стороне Москвы против Османской империи.

В этот период происходит окончательное формирование качества, как этноса: у казаков есть система органов власти, состоящая из казачьих кругов под предводительством выборного атамана, в выборах которого участвовали все казаки; фольклор и своя буквенная нотная система; свой язык «балачка»; права женщин, которые запрещали рукоприкладство и давалось право на развод; система социальных гарантий, каждый мужчина получал коня, оружие и землю; отсутствие сословий и равенство перед кругом; христианство старого обряда. Такой уклад привлекал многих и из османской империи, и из калмыков-кочевников, и из Московского царства, и из Речи Посполитой. Число казаков регулярно пополнялось в том числе пленными, не желавшими возвращаться домой в сословные общества с жесткой иерархией.

В XVII веке происходит раскол церкви и репрессиям по религиозному признаку подвергается всё население Московского царства. Люди, не желающие менять своей веры, массово покидают свои дома и уходят в казаки. Вероятно, именно в этот исторический период произошло самое сильное увеличение численности казачества. Именно из-за этих событий теория возникновения казаков как «беглых холопов» находит подтверждение в генетическом анализе современных казаков.

Сотрудничество казаков с Петром I, начавшись с победы над турками в Азовском походе, оборачивается усилением влияния империи и полным уничтожением независимости «казачьей вольности», дарованной грамотой Ивана Грозного. Это привело к первому восстанию казаков под предводительством Кондратия Булавина, жестоко подавленному Империей, что привело к появлению крупной волны исхода казаков под предводительством Игната Некрасова с Дона, в начале на Кубань и Запорожье, а потом в Турцию. Империя даровала оставшимся казакам отдельное сословие, некоторые привилегии, своё дворянство и земли, но без привилегий автономии.

Во время краха Империи и Гражданской войны большинство казаков не желало воевать ни за красных, ни за белых. В результате советская власть приняла решение о проведении «расказачивания» и массового террора, и расстрела всех без исключения казаков выступающих против советской власти и даже просто тех кто «внушает опасения».

В ходе начавшейся ВОВ войска вермахта, воспользовавшись конфликтной ситуацией с казачеством в СССР, завербовали достаточно крупные казачьи формирования обещая казакам свою республику в составе восточного рейха. Однако казаки, воевавшие на стороне СССР, проявили доблесть и мужество, за которое были вознаграждены достаточно осторожным и ограниченным культурным упоминанием казачества в кино (х/ф «Кубанские казаки» 1949, х/ф «Тихий дон» 1957, х/ф «Казаки» 1961, и др.).

Ушедшие в XVIII веке казаки-Некрасовцы напомнили о себе в 1962 году, спустя 222 года вернувшись в Россию. Советское правительство выделило им земли в Ставропольском крае. Вместе с собой переселенцы привезли уникальную неизмененную более поздним влиянием культуру казаков XVII века. Все этническое наследие казаков-Некрасовцев было бережно записано и сохранено советскими учёными-этнографами и до сих пор изучается фольклористами и лингвистами. Этот материал - важное историческое свидетельство о казачестве как об отдельном этносе.

В 1990-е правительство объявило о возрождении казачества. Были воссозданы органы казачьего местного самоуправления, созданы казачьи учебные заведения, культурные организации и даже создан отдельный вид общественных организаций: казачьи общества. Однако проект был прерван в 1996 году и казаки так и не получили обещанных ранее прав на автономию в составе РФ и органам казачьего местного самоуправления так и не были переданы реальные полномочия органов власти.
Made on
Tilda